#схематерапия

Схема завышенных стандартов

Что бы я ни делал — этого никогда не будет достаточно.
Что бы я ни делал — всегда можно сделать лучше.
Схема знакомая многим советским детям. Когда ты принес все пятерки в четверти, а вот соседская Людочка по дому маме помогает, а у тебя на столе вечный бардак. Пятерки при всем при этом подразумеваются, попробуй ка принеси трояк — мало не покажется, а то, что Людочка в принципе троешница — опускается, зато она делает то, что ты не делаешь. И висит в воздухе невысказанное «А вот если ты еще будешь по дому помогать, тогда ты заслужишь мою любовь». Но нет. Что бы ты ни сделал, этого всегда будет недостаточно.

Людочки впрочем может и не быть. Помыл посуду? Пол не забудь. Помыл пол? Садись уроки делай. Сделал уроки? Куда гулять намылился, что-то я не слышала, что ты гаммы повторял сегодня. И четверку по математике когда исправишь, стыдоба? Исправил четверку. Наконец-то, а про четвертак по физике забыл? Когда детство как бесконечная череда тасков без отдыха и продыха, и только ты выполнишь один, как на тебе еще. И что бы ты ни сделал, этого всегда будет мало — всегда есть куда стремиться, всегда можно сделать больше, всегда можно сделать лучше.

Нас могут хвалить за результаты. И мы будем нести родителям эти результаты в обмен на похвалу, принимая ее за любовь.

Нас могут не хвалить вовсе, и тогда мы будем надеяться, что вот-вот я еще немного стану лучше, и тогда то уж точно меня полюбят.

Нас критикуют и стыдят, когда мы не оправдываем родительских ожиданий. «Это всего лишь четверка, не вижу повода для радости».

Мы все время пытаемся заслужить редкую похвалу, выпрыгнуть из штанов, чтобы мама или папа нас полюбил. И с каждым годом мы все больше укрепляемся во мнении — нас можно любить только за результаты.

Мы вырастаем с убеждением «хорошая оценка = любовь, любая другая оценка = нелюбовь». И есть только два варианта: или ты получил хорошую оценку и победил. Или ты проиграл. Процесс не важен, важен результат.

Так формируется схема завышенных стандартов. Которая во взрослом возрасте не дает покоя измученной душе. Когда мы не можем себе позволить полежать на диване, потому что чувствуем смутную тревожность. Стал начальником отдела, надо стать начальником начальника отдела. Открыл три магазина — а надо тридцать. Взял отпуск — надо сделать ремонт. Полетел на курорт — возьму чемодан книг прочесть и забью каждый день познавательными экскурсиями. Ни одна минута времени не должна пропасть зря. Отсутствие дела вызывает тревогу.

Или мы начинаем делать все, чтобы избежать оценки. Например, не завершать дела. Или даже не начинать. Или мы кладем болт на любые оценки такой толщины, что мы делаем вообще все спустя рукава и вертели любые стандарты, а то и вовсе ложимся на диван и порастаем пылью и хаосом, ебись оно все конем. Но тревожность никуда не девается, она просто под пылью.

Схема завышенных стандартов (в своем достигаторском режиме) очевидно одобряется обществом. Достигаторы умеют неплохо достигать. Проблемы обычно начинаются, когда достигаторы достигают потолка и не понятно, что делать дальше. То ли в экзистенциальную депрессию впасть, то ли все потерять — буквально разрушить свою жизнь собственными действиями, чтобы иметь возможность заново отстроить. Или в принципе годам к 35-45 в зависимости от генетики, когда у организма истощаются ресурсы для участия в гонке и начинает рваться где тонко.

Схема эта почти всегда является вторичной. За счет нее в большинстве случаев пытаются заслужить любовь (схема эмоциональной депривации). Также за счет нее можно доказывать внутренним родителям, что мы не ущербны (схема ущербности) или что мы можем быть успешными (схема неудачи).
Больше про схемы в телеграм-канале
  • Синдром самозванца
Еще на сайте
Связаться
Здесь вы можете записаться на консультацию или просто задать мне интересующий вас вопрос